mariam_tigress: (strawberry)
[personal profile] mariam_tigress
"Я меньше и меньше знаю, что такое талант. Мне кажется, что талант это в первую очередь любопытство, фокус, любовь к процессу и желание продолжать вне зависимости от результата."

[livejournal.com profile] nina_kink в эврика
Одна из вещей, о которых ты можешь узнать только на собственном опыте (и говорить можешь только о собственном опыте): вчера осознала свои ошибки в подходе к написанию художественной прозы:

Моя первая ошибка, которая меня далеко не пускала была такая:

- я пыталась писать прозу как стихи. Со стихами как? «Вдохновение» пришло (нет, не муза в ухо, но какое-то интересное языковое сочетание, или ритм, или момент: что-то), и потом его дорабатываешь в соответствии со своим художественным вкусом.

{Вот здесь нужно было бы добавить, что я считаю поэзией не умение рифмовать, а умение видеть, подойти к моменту с другого угла или заморозить момент. К сожалению, я не умею разговаривать о поэзии, и вообще о литературе.}

А вот с рассказами так не работает. Да, рассказ {написание рассказа} иногда начинается с предложения, с имени, с образа. Но рассказ не развивается как стихотворение (наверное, исключение может составить flash fiction, не знаю).

- Вторая ошибка была в том, что я пыталась писать рассказ как эссе (или как блог)...  Для меня самая важная разница между художественной и документальной прозой—это то, что в документальной прозе ты знаешь, что будет. Да, ты можешь сдвигать раздвигать время, да, ты можешь использовать какие-то нарративные техники, но раз то, о чем ты пишешь, случилось на самом деле, ты знаешь (более-менее) о чем ты будешь писать. (наверное, многое спорно, но главный аргумент все же «было на самом деле» или нет).

Я придумала метафору про пошив пиджака. Пиджак же не шьют. Его конструируют.

Ты не можешь начать пришивать рукава до того, как ты выбрал ткань, снял мерку и раскроил. Это всегда процесс, в котором ты начинаешь с подготовительных действий и последовательно продолжаешь (и да, многое зависит от опыта "конструктора", но этапы процесса остаются теми же, только проходятся быстрее и проще).

И так же в рассказе (точнее: в моем процессе написания рассказа). Идея рассказа, над которым я работаю сейчас, пришла ко мне год назад. Она была довольно идиотской, но я записываю все подряд, и ее тоже записала. В рассказе необычный герой, экстрасенс, и с его особенного дара и началась эта мысль…

Я возвращалась мысленно к этому рассказу несколько раз, иногда записывая какие-то мысли. Около трех недель назад я начала над ним активно работать.

В рабочем файле у меня сейчас 30 страниц (существует еще наверное файла три похожих…) Десять вариантов начал. Описания комнат, одежды, города (которые скорее всего не войдут в сам рассказ). Главный герой уже не призрак: я знаю его рост, вес, возраст, где он вырос, кто были его родители, как он провел лето—каждое лето. Материализуются и другие действующие лица. Помощник главного героя меняет пол и возраст уже несколько раз, и вот его наконец зовут Арнольд и он модник, и у него ониксовая цепочка на шее и он крутит махинации за спиной главного героя Гриши… (хоть рассказ и не о махинациях Арнольда).

И вот интересное. Я наконец на стадии, собственно, «построения пиджака»: я наконец слышу ритм рассказа, голос героя, у меня есть концовка и двенадцать вариантов названия и я знаю (почти) все сцены, но О ЧЕМ ИМЕННО этот рассказ, я и сама узнаю только когда его напишу.

И еще одно странное-страшное осознание: я же могу делать, что хочу. (еще раз: Я ЖЕ МОГУ ДЕЛАТЬ ВСЕ ЧТО ХОЧУ!!!). Я же реально могу сделать и с Гришей, и с Арнольдом, что захочу. Я чувствую себя и богом, и рабом божиим одновременно.

Раньше, когда я просто пыталась баловаться с художественной прозой, я считала свою неспособность выдавать страницы линейно отсутствием “настоящего” таланта. (Я и сейчас, когда мне друзья-товарищи говорят про “десять страниц текста” за выходные, я испытываю приступ зависти).

Я меньше и меньше знаю, что такое талант. Мне кажется, что талант это в первую очередь любопытство, фокус, любовь к процессу и желание продолжать вне зависимости от результата. Я три недели пыталась написать первое предложение. Вчера написала три первые страницы и включился автопилот.

Наверное, это все звучит очень наивно. Тем более от человека, у которого момент просветления случился за полтора месяца до диплома. Такова природа личных эврик: пока не поймешь, не поймешь.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

mariam_tigress: (Default)
mariam_tigress

April 2017

S M T W T F S
      1
2345 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 05:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios